Первые шаги в освоении подачи в большом теннисе
Какие первые шаги в освоении подачи в большом теннисе нужно знать ?
Теннисисту важно осваивать не только эталонные движения при подаче, но и одновременно с этим повышать главные показатели эффективности приема техники: силы и точности удара, остроты, разнообразия и неожиданности плассировки мяча, а также неожиданности в использовании различных видов подач и их свободного использования для выхода к сетке. При этом важно учитывать теснейшую связь и взаимозависимость всех показателей эффективности и ориентироваться на решение главной задачи — в совершенстве овладеть подачей. Показать эту взаимосвязь можно на самом простом примере использования такого широкого известного упражнения, как метание теннисного мяча, имитирующее проведение ударного движения подающего. Мало ограничиваться, как это нередко бывает, бросками с малыми усилиями и без ориентации на точное попадание в определенное «мишенное место». Метнуть мяч с максимально возможными усилиями и одновременно попасть в мишень (например, обозначенную мелом на тренировочной стенке или на ограждении площадки), — такое задание поможет подготовиться к освоению сильного и точного удара.
При освоении подачи согласованно используются как расчлененный, так и целостный методы. Юному начинающему пытаться сразу сочетать точный подброс мяча, движение замаха, выход в положение подготовительной готовности к сильному удару и само ударное движение — прямо скажем, явно нецелесообразно. Сначала важно сосредоточить внимание на главном — освоении рационального ударного движения, выполняемого из положения «натянутого лука всем телом» с заранее сделанным замахом, а также закреплении правильного подброса мяча (это положение демонстрирует представленная фотосхема).
Незаменимый «партнер» теннисиста - зеркало больших размеров! Систематическая имитация около него отдельных частей подачи и технического приема в целом дает возможность тренирующемуся теннисисту посмотреть на себя со стороны, составить четкое зрительное представление о собственных движениях и корректировать их. Упражнения у зеркала значительно ускоряют и улучшают освоение приема техники, помогают находить и устранять возможные недостатки при его выполнении. «Сильная, снайперски точная подача начинается со снайперского подброса мяча», — эти мудрые слова должны служить важным ориентиром теннисисту, осваивающему технику подачи.
В последние годы для постановки ударов, в том числе и подачи, стали широко использоваться специальные приспособления и тренажерные устройства. Представленные здесь фотографии демонстрируют простейшие из них, используемые при обучении подачи. На фотографиях с тренажерными устройствами занимаются юные теннисисты Алиса Клебанова и Артур Чернов. Они прошли начальный курс технической подготовки в составе экспериментальной группы при кафедре тенниса Российской Государственной академии физической культуры под руководством Игоря Всеволодова (в 1998 году А.Клебанова и А.Чернов стали чемпионами Москвы среди игроков подросткового возраста).
Уже на начальном этапе овладения подачей важна ориентация на обновленные в последние годы эталонные варианты движений теннисиста. При таких движениях максимально используются усилия всего тела, а непосредственный удар приобретает так называемый «взлетный» характер, выполняется в безопорном положении в предельно высокой точке.
Многие ведущие игроки мира и их тренеры подчеркивают необходимость значительного усиления внимания к рациональной постановке подбрасывания мяча и систематической его тренировке, причем не только на теннисной площадке с обязательным последующим ударом. В этом отношении очень поучителен опыт Пита Сампраса, подача которого в последние годы занимает одно из самых первых мест в мире по всему комплексу показателей ее эффективности. Многие годы выдающийся спортсмен самокритично отмечал недостатки своего, как он выражался, «блуждающего» подброса мяча. И вот в конце 1994 года он твердо решил покончить с этим недостатком. Для этого он выбрал оригинальный способ тренировки, систематически упражняясь и в условиях обычного жилого помещения. Сампрас прилеплял к стене вытянутую вверх и немного вперед узкую ленту со стрелкой на конце.
Вдоль этой ленты он подбрасывал мяч, расположившись сначала спиной к стене в привычном для подающего исходном положении (конец стрелки находился на уровне высоты подброса мяча). Около двух лет, почти каждый день, Сампрас использовал это упражнение. В результате он «добился математически точного, стандартного для всех видов подач подброса мяча».
Для формирования оптимального по способу и результатам подброса мяча можно рекомендовать два представленных на фотографиях специальных приспособления: «стрелка—указатель, прикрепляемая к стене» и «мяч на подвижном вверх—вниз стержне, перемещаемом в трубке». При использовании первого приспособления теннисист практикуется в подбрасывании мяча вдоль стрелки. С помощью второго приспособления осуществляется имитация прямолинейного движения руки с мячом в процессе его подброса (мяч сначала располагается в «пальце-кистевой рюмке», а затем поднимается из трубки вместе со штоком по направлению подброса).
Особое внимание нужно обращать на завершение выноса руки с ракеткой на мяч прежде всего применительно к так называемым крайним по направлению подачам — прямым и косым, а также подачам плоским и крученым. Параллельное (начальное) освоение плоских и крученых ударов — одно из последних методических новшеств в подготовке юных теннисистов по всему миру. Низкорослым малолеткам, еще не владеющим сильным ударом, естественно очень трудно с помощью плоской подачи попадать в нужное место площадки. Несколько иная ситуация возникает при использовании крученой подачи. Благодаря изогнутой вверх дугообразной траектории полета вращающегося мяча, пролетающего над сеткой заметно выше, чем после плоского удара, возрастает возможность достижения точного попадания.
Для постановки различных ударных движений успешно могут использоваться и специальные приспособления, которые демонстрируются на фотографиях: «подвесной мяч на шнурке» (так называемая «теннисная удочка») и «мяч, вращающийся на осевом стержне с рукояткой».
Второе приспособление дает возможность хорошо опробовать подачу с вращением мяча. При крученой подаче мяч должен получить вращение, как это указано на рисунке, вокруг оси, наклоненной влево от подающего примерно под углом 45 градусов. Целесообразно использовать два варианта крепления подвесного мяча к шнурку. Простейшее из них — так называемое безотрывное крепление, при котором мяч в момент удара не отлетает от шнурка. Второй вариант крепления, наоборот, отличается тем, что мяч в этот момент далеко слетает со шнурка и может направляться даже через поперечную игровую сетку.
Такое крепление можно сделать с помощью обыкновенной одежной кнопки или двух маленьких отрезков тканевой «липучки». Одна половина кнопки пришивается к концу шнурка «удочки», а другая — к ворсистой поверхности мяча. Аналогичным образом мяч крепится и с применением «липучек». Имитационные ударные движения, в том числе и у зеркала, периодически целесообразно проводить с утяжеленной ракеткой или с так называемой «колотушкой» (достаточно тяжелым бруском, один из концов которого по форме напоминает ручку теннисной ракетки). Это позволит развивать необходимые для мощного удара силу, а также подвижность в суставах руки и плечевого пояса.
Очень тщательной постановки требует положение подготовительной готовности к сильному удару — так называемое положение «натянутого лука всем телом». Очень важно, чтобы оно характеризовалось прежде всего пружинистым положением ног, немного согнутых коленями вперед, изгибным наклоном туловища назад и сильным растяжением мышц правой части плечевого пояса и груди (именно эти мышцы принимают очень активное участие в быстром выносе руки с ракеткой на мяч).
На представленной фотосхеме демонстрируются эти особенности подготовки к удару. Последняя фотография показывает «опорное устройство для плеча подающего в положении «натянутого лука всем телом». Отработка этого положения с помощью данного устройства создает хорошие условия для контроля необходимой общей раскрепощенности, ощущения «пружинистости» ног, готовности плечевого пояса и руки с ракеткой к началу ударного движения для мощной подачи.
Уже на начальных этапах освоения подачи следует систематически использовать мишенный метод (ориентация на попадание мячом в специально обозначенные участки площадки). Исследования показывают, что отработка «точно-адресных» ударов на начальных этапах подготовки помогает теннисисту достигнуть более совершенного управления своими движениями и одновременно развивать очень важное игровое качество — меткость.